Готовность номер…

Готовность номер…Сроки, отведённые для разработки, принятия и предоставления утверждённых региональных территориальных схем обращения с отходами близятся к концу. 26 сентября текущего года регионы должны быть готовы, имея на руках этот документ, полностью готовый к запуску в работу.

Однако, как выяснилось на совещании в Министерстве экологии и природопользования РФ, проходившем 3 августа, ни в одном регионе ещё нет терсхем, которые прошли бы все стадии от разработки до утверждения, и содержали бы полный пакет с приложениями планов по строительству объектов соответствующей инфраструктуры. Работы находятся на разных стадиях готовности. Так предоставлено и утверждено пока 5 территориальных схем, их успели подготовить Ямало-Ненецкий Автономный Округ, Ростовская, Тюменская и Воронежская области и Москва.

Всего в Роспотребнадзор поступило девять региональных терсхем. Четыре в стадии рассмотрения для утверждения. Ещё десять регионов только лишь объявили проведение конкурсного отбора для разработки схемы, в одиннадцати идут пока подготовительные работы к проведению такого конкурса. А вот три региона (Крым, Севастополь и Северная Осетия) даже не приступали к работам по созданию своих территориальных схем.

С чем же связана такая неторопливость? Неужели допустимо решать вопрос обращения с отходами в регионах на ближайшие 10 лет буквально «в последнюю ночь перед экзаменом», как нерадивые студенты?

Не за горами вступление в силу закона о запрете захоронения отходов. С начала следующего года отходы, содержащие сырьё, подлежащее вторичной переработке (а это большинство из известных видов), захоранивать на полигоне будет запрещено. Об этом мы уже писали в новости «А не спешите нас хоронить!». Глава Минприроды РФ Сергей Донской подтвердил, что перечень видов отходов, попадающих под запрет полигонного захоронения, находится на стадии окончательного утверждения в правительстве РФ.

В ближайшем будущем ответственность за утилизацию/обезвреживание отходов ляжет в основном на организации, оказывающие коммунальные услуги. К этому процессу нужно серьёзно готовиться. Производители и импортёры продукции так же будут ответственны за весь оборотный цикл своей продукции, сотрудничая с подрядчиками, производящими утилизацию/обезвреживание отходов. На этом фоне вялые действия отдельных регионов, по крайней мере, непонятны.

Руководитель комиссии Общественной Палаты РФ Сергей Чернин отметил, что по всем признакам, в пятидесяти регионах РФ не успеют уложиться в установленные для создания территориальных схем обращения с отходами сроки. Многие из схем не продуманы и вряд ли будут работать на практике. Происходит это по причине привлечения к созданию такого важного документа некомпетентных специалистов. В конкурсной борьбе зачастую побеждают компании, сознательно занижающие цены на услуги утилизации/обезвреживания. На поверку выходит, что подобные организации не способны оказать услуги качественно и в должном объёме.

Нехватка перерабатывающих мощностей рождает потребность в дополнительном строительстве современных мусороперерабатывающих заводов. Подобные проекты требуют крупных финансовых инвестиций. Чёткого представления об источниках и масштабах финансирования сферы переработки отходов пока тоже нет.

В свете степени готовности региональных территориальных схем обращения с отходами, получается, что закон о запрете полигонного захоронения ещё не вступил в силу, а уже рискует остаться законом «на бумаге». Только ответственности за неисполнение никто не отменит. Может быть, этот аргумент ускорит создание терсхем в тех регионах, где они ещё не готовы?


Все новости